Расписание выхода дорам в 2025 г

Фан-клубы к-поп звезд: платное, но бессмысленное удовольствие?

H.O.T IU Айю Stray Kids aespa IVE HYBE BTS TXT Le Sserafim SM фан клуб

В эпоху, когда звезды K-pop напрямую общаются с фанатами через соцсети и проводят прямые трансляции, ценность платного членства в фан-клубах становится все менее очевидной.

Вообще говоря, фан-клубы (фандома или фанбазы) – это просто группа фанатов, поддерживающих определенных знаменитостей. Но с технической точки зрения K-pop фан-клубы относятся к организациям, созданным и управляемыми агентствами айдолов, членство в которых фанатами оплачивается ежегодно.

Поклонники чувствуют себя ближе к звездам с помощью платных приватных чатов в соцсетях

Для посторонних любой, кто в той или иной степени любит и поддерживает определенную знаменитость, является членом фандома, но те, кто регистрируются в официальном фан-клубе, получают ряд преимуществ: от приветственного пакета с товарами группы до привилегий предварительного бронирования на концерты или другие мероприятия. Такое членство стоит около 30 000 вон (23 доллара США) в год, но сумма может варьироваться в зависимости от группы.

В конце 1990-х, ранние дни K-pop, единственным средством, с помощью которого фанаты могли общаться со звездами или получать информацию о расписании знаменитостей, был официальный сайт фан-клуба. Но современное изобилие коммуникативных инструментов неизбежно привело к уменьшение его роли. Так сколько же из 30 000 вон на самом деле окупается?

До конца 2010-х годов фан-клубы имели большое значение как единственный инструмент, позволяющий следить за работой знаменитостей. Нынешняя концепция фан-клубов K-pop была разработана SM Entertainment для группы H.O.T, которая дебютировала в 1996 году. Именно их официальный фан-клуб (деятельность которого наглядно показана в дораме «Ответ в 1997») считается первым фан-клубом с платным членством и привилегиями, организованным агентством. SM Entertainment передавали важные уведомления фанатам через него, организовывали крупные мероприятия и давали фанатам возможность почувствовать себя ближе к звездам.

H.O.T SM фан клуб

Присоединение к фан-клубу – а тогда фанаты физически должны были посетить отделение банка, чтобы заплатить взнос – вознаграждалось белыми воздушными шариками и дождевиками, которые также давали ощущение принадлежности к группе. Участники фан-клуба также стояли в отдельной очереди, и им предоставлялся специальный доступ к выступлениям группы. Членство также сопровождалось доступом к фан-кафе, где фанаты могли общаться с другими поклонниками, агентством и самими айдолами.

Фан-клуб H.O.T был настолько сильным, что Министерство образования запрещало ученикам уходить из школы раньше времени из-за концерта, а правительство Сеула продлевало часы работы метро, чтобы они могли вернуться домой после мероприятия.

Соперничество между фандомами также началось примерно в это же время. С тех пор для к-поп агентств стало стандартной практикой создавать и управлять фан-клубами своих групп.

Культура фан-клубов остается более или менее такой же и в 2023 году. Например, в прошлом году период регистрации в официальный фан-клуб Айю составлял две недели, с 24 января по 6 февраля, а членство стоило 35 000 вон на год. Присоединившиеся к фан-клубу фанаты получили специальный подарок-комплект, в который входили настольные часы, бейджики, карточки, фотобук и, конечно же, членский билет. Членская карта предоставила фанатам особый статус в фан-кафе, дала им право участвовать в ежемесячных фан-лотереях и позволила им купить билеты на ее концерт в 2022 году раньше, чем другим. 

IU Айю фан клуб

Фан-клубы артистов из агентства HYBE, включая BTS, TXT, Le Sserafim, перешли на цифровое членство. Фанаты больше не получают комплект фан-клуба по умолчанию, а ограничения на период регистрации были убраны. В случае с BTS любой может купить годовое членство по базовой цене 25 000 вон (без комплекта). За дополнительные 15 000 вон можно получить базовый комплект, а за 175 000 вон специальный набор товаров из ограниченного выпуска (от набора для пикника до наушников Bluetooth).

Многие основные принципы и льготы остаются прежними. Например, Stay, члены фан-клуба Stray Kids, смогли зарегистрироваться, чтобы посмотреть выступление группы, когда они выпускали альбом, а также получили возможность еженедельно смотреть музыкальное шоу MBC «Show! Music Core», когда Ли Ноу был соведущим программы.

На первом мини-концерте IVE «The Prom Queens», состоявшемся в феврале прошлого года, членам фан-клуба была предложена скидка в размере 10 000 вон и возможность приобрести билеты до начала общих продаж. Поскольку билеты были распроданы в момент открытия общей продажи билетов, членство в фан-клубе могло иметь решающее значение для того, чтобы попасть на концерт.

IVE фан клуб

Идея лояльного основного фандома, который тратит деньги, та же самая, но самая большая разница в том, что фан-клубы больше не так важны для фанатов. Для некоторых платное членство в фан-клубах может служить не более чем памятной вещью. Специальный доступ к выступлениям на музыкальных шоу работает только тогда, когда фанаты, например, достаточно преданы артистам, чтобы стоять в очереди уже в 3 часа ночи в пятницу в Сеуле. Также членам фан-клуба бесплатных билетов на концерты не дают, членство просто расширяет возможности по их покупке.

Ценность такого членства еще больше снижается для зарубежных фанатов. Для международных поклонников K-pop вышеупомянутые преимущества специального или раннего доступа что-то значат только в том случае, если фанаты приедут в Южную Корею или их кумиры отправятся в мировой тур.

Майк, фанат IVE из Соединенных Штатах, рассказал Korea JoongAng Daily, что он купил членство в основном для того, чтобы выразить поддержку группе: «Я купил [членство в фан-клубе], потому что чувствовал, что должен это сделать как фанат». Он добавил, что «вероятно, оно ему так и не пригодилось бы, если бы не концерт: «Я думаю, что это стоит [денег] только потому, что в итоге я посетил концерт».

Он объяснил, что планировал посетить концерт женской группы в Корее, и что членство дало ему не только скидку и ранний доступ к билетам, но и дополнительные подарки на месте его проведения.

Однако нет гарантии, что фанату когда-нибудь удастся воспользоваться своим членством в фан-клубе. Например, женская группа Rocket Punch выпустила три альбома и провела только одну встречу с фанатами за три периода подписки на членство, а фанаты мужских групп часто провожают айдолов в армию.

Возможно, самый неудачный случай касался фанатов GFriend, поскольку в мае 2021 года группа внезапно объявила, что они больше не будут продвигаться, а это означало, что уже купленное и активное членство фанатов в фан-клубах стало фактически бесполезным. Сначала фанатам было предложено 110-процентное возмещение за их членство – в баллах Weverse Shop, хотя фанатам GFriend нечего было там купить. И только после негативной реакции со стороны фанатов и широкой публики был предложен возврат денег.

«Поскольку маркетинг поп-индустрии нацелен в основном на случайных людей, существование фан-клуба означает, что появляется конкретная аудитория для маркетинга. Это своего рода сеть, с помощью которой агентство может продвигать и поддерживать своих артистов», – говорит музыкальный критик Лим Чжин Мо.

Он добавляет: «Я думаю, что есть фундаментальные проблемы с фан-клубами, организованными агентствами. […] Хотя в платных фан-клубах может быть много плюсов, у платных фан-клубов есть и минусы».

«Все сейчас требует денег, знаете ли, ничего бесплатного не бывает. В этом смысле, я думаю, будет справедливо сказать, что классическая концепция фан-клубов, когда вы действительно поддерживаете артистов, которые вам нравятся, больше не существует […], и агентства и даже артисты используют фан-клубы в своих интересах», – утверждает Лим Чжин Мо.

Но самым большим конкурентом платного членства в фан-клубах в настоящее время является бесконечное разнообразие бесплатных и платных продуктов и услуг, доступных фанатам. Это включает в себя официальные видеоролики и вирусные видеоролики, созданные фанатами на YouTube и TikTok, фотографии, публикуемые самими айдолами в соцсетях, и часовые прямые трансляции, проводимые на V Live, Weverse, YouTube и т.д.

Сами агентства пытаются соблазнить фанатов различными товарами, начиная от лайтстиков до пижам, дизайн которых разработан кем-то из айдол-группы.

Сейчас существуют сервисы подписки на «личные сообщения», такие как DearU bubble и Weverse, которые рекламируются как общение с любимым айдолом. Поклонникам более старых к-поп исполнителей это может показаться похожим на службы голосовой почты, запущенные в 90-х, с помощью которых фанаты могли слушать предварительно записанные голоса айдолов.

«С точки зрения бизнеса, [официальные платные] фан-клубы были инструментом для агентств в те дни, когда эксклюзивные преимущества от фан-клубов были единственным [официальным] способом, которым фанаты могли выразить свою поддержку», – объяснил музыкальный критик Ким Чак Ка. Он добавил: «Это не означает, что важность фанатов в индустрии уменьшилась. Во всяком случае, важность и влияние основных фандомов никогда не были столь важными для айдолов, как сейчас».

На самом деле, к-поп агентства не раскрывают количество или статистические данные официальных членов фан-клубов, как они это делали в прошлом. Но они хранят внутренние данные, чтобы «продавать» и продвигать своих звезд соответствующей аудитории.

Теоретически, чем уже цель, тем лучше будет результат. И с помощью не только данных о деятельности фан-клубов, но и других приложений и сервисов фан-сообществ, K-pop компании имеют множество данных, на которых можно основывать свой бизнес.

«Развлекательные компании зарабатывают деньги, продавая различные товары, и фандомы позволяют им это делать. В целом, я думаю, что эти [отношения] неизбежно являются отношениями продавца и покупателя», – сказала профессор Сеульского национального университета Ким Су А.

Она добавила: «Процесс продажи различных товаров, связанных с айдолами, также может вызвать у фанатов чувство неудовлетворенности. Поскольку бизнес распространяется на категории, не связанные с музыкой, такие, как игры или плюшевые куклы, некоторые фанаты могут подумать, что это чрезмерная коммерциализация».

Поклонники, купившие членство в фан-клубе, очень хорошо осведомлены о деловой стороне вещей. «Посещение музыкальных шоу и концертов практически возможно только при наличии членства в фан-клубе. Я ходила на оба дня концертов aespa, и я продлю членство из-за этих преимуществ», – сказала 28-летняя фанатка женской группы aespa

«Но я чувствую, что агентство делает только самый минимум. Я хочу, чтобы членство предлагало больше, например, дополнительные преимущества и эксклюзивные товары или услуги», – добавила она.

«Я считаю, что фан-клубы должны быть чистыми – они должны оставаться в рамках классического определения сентиментальной и эмоциональной поддержки вашего любимого артиста», – сказал музыкальный критик Лим Чжин Мо.

Источник: koreajoongangdaily

* * *

* Если в данной статье упоминается Facebook или Instagram, мы информируем вас, что данные соцсети запрещены в РФ, а компания META Platforms Inc. признана экстремистской.

Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.


Читать также

Ким Су Хён подал дополнительную жалобу на YouTube канал HoverLab

Ким Су Хён подал дополнительную жалобу на YouTube ка...

25.03.2025 (1055)

Законные представители актёра Ким Су Хёна подали дополнительную уголовную жалобу, обвинив канал в угрозах, связанн...

Лелуш объявил об уходе из китайского шоубизнеса в 2025 году

Лелуш объявил об уходе из китайского шоубизнеса в 20...

23.12.2024 (2537)

Лелуш приобрел множество поклонников в Китае, появившись на шоу Produce Camp 2021.

Чон Ён Хва из CNBLUE выпустил третий сольный мини-альбом «One Last Day»

Чон Ён Хва из CNBLUE выпустил третий сольный мини-ал...

06.07.2025 (589)

Заглавный трек «Night Runner (Shooting Star)» передаёт сущность ночи, а также символизирует падающую з...

Коллекция OST к сериалу «Я украла первую ночь главного героя!»

Коллекция OST к сериалу «Я украла первую ночь главно...

07.07.2025 (909)

Это фэнтезийная романтическая дорама об обычной студентке колледжа, чья душа переносится в тело второстепенного пе...

Ли Мин У из Shinhwa женится

Ли Мин У из Shinhwa женится

26.07.2025 (391)

Имя невесты не называется.

Мин Хи Джин ушла из ADOR, объявив юридическую войну HYBE

Мин Хи Джин ушла из ADOR, объявив юридическую войну ...

21.11.2024 (500)

«Действия HYBE в 2024 году останутся самой ужасной главой в истории K-pop. Эта сага ещё не закончилась»...