Фан-клубы к-поп звезд: платное, но бессмысленное удовольствие?
25.03.2023FanAsia Общество H.O.T Айю Stray Kids aespa IVE
В эпоху, когда звезды K-pop напрямую общаются с фанатами через соцсети и проводят прямые трансляции, ценность платного членства в фан-клубах становится все менее очевидной.
Вообще говоря, фан-клубы (фандома или фанбазы) – это просто группа фанатов, поддерживающих определенных знаменитостей. Но с технической точки зрения K-pop фан-клубы относятся к организациям, созданным и управляемыми агентствами айдолов, членство в которых фанатами оплачивается ежегодно.
Поклонники чувствуют себя ближе к звездам с помощью платных приватных чатов в соцсетях
Для посторонних любой, кто в той или иной степени любит и поддерживает определенную знаменитость, является членом фандома, но те, кто регистрируются в официальном фан-клубе, получают ряд преимуществ: от приветственного пакета с товарами группы до привилегий предварительного бронирования на концерты или другие мероприятия. Такое членство стоит около 30 000 вон (23 доллара США) в год, но сумма может варьироваться в зависимости от группы.
В конце 1990-х, ранние дни K-pop, единственным средством, с помощью которого фанаты могли общаться со звездами или получать информацию о расписании знаменитостей, был официальный сайт фан-клуба. Но современное изобилие коммуникативных инструментов неизбежно привело к уменьшение его роли. Так сколько же из 30 000 вон на самом деле окупается?
До конца 2010-х годов фан-клубы имели большое значение как единственный инструмент, позволяющий следить за работой знаменитостей. Нынешняя концепция фан-клубов K-pop была разработана SM Entertainment для группы H.O.T, которая дебютировала в 1996 году. Именно их официальный фан-клуб (деятельность которого наглядно показана в дораме «Ответ в 1997») считается первым фан-клубом с платным членством и привилегиями, организованным агентством. SM Entertainment передавали важные уведомления фанатам через него, организовывали крупные мероприятия и давали фанатам возможность почувствовать себя ближе к звездам.
Присоединение к фан-клубу – а тогда фанаты физически должны были посетить отделение банка, чтобы заплатить взнос – вознаграждалось белыми воздушными шариками и дождевиками, которые также давали ощущение принадлежности к группе. Участники фан-клуба также стояли в отдельной очереди, и им предоставлялся специальный доступ к выступлениям группы. Членство также сопровождалось доступом к фан-кафе, где фанаты могли общаться с другими поклонниками, агентством и самими айдолами.
Фан-клуб H.O.T был настолько сильным, что Министерство образования запрещало ученикам уходить из школы раньше времени из-за концерта, а правительство Сеула продлевало часы работы метро, чтобы они могли вернуться домой после мероприятия.
Соперничество между фандомами также началось примерно в это же время. С тех пор для к-поп агентств стало стандартной практикой создавать и управлять фан-клубами своих групп.
Культура фан-клубов остается более или менее такой же и в 2023 году. Например, в прошлом году период регистрации в официальный фан-клуб Айю составлял две недели, с 24 января по 6 февраля, а членство стоило 35 000 вон на год. Присоединившиеся к фан-клубу фанаты получили специальный подарок-комплект, в который входили настольные часы, бейджики, карточки, фотобук и, конечно же, членский билет. Членская карта предоставила фанатам особый статус в фан-кафе, дала им право участвовать в ежемесячных фан-лотереях и позволила им купить билеты на ее концерт в 2022 году раньше, чем другим.
Фан-клубы артистов из агентства HYBE, включая BTS, TXT, Le Sserafim, перешли на цифровое членство. Фанаты больше не получают комплект фан-клуба по умолчанию, а ограничения на период регистрации были убраны. В случае с BTS любой может купить годовое членство по базовой цене 25 000 вон (без комплекта). За дополнительные 15 000 вон можно получить базовый комплект, а за 175 000 вон специальный набор товаров из ограниченного выпуска (от набора для пикника до наушников Bluetooth).
Многие основные принципы и льготы остаются прежними. Например, Stay, члены фан-клуба Stray Kids, смогли зарегистрироваться, чтобы посмотреть выступление группы, когда они выпускали альбом, а также получили возможность еженедельно смотреть музыкальное шоу MBC «Show! Music Core», когда Ли Ноу был соведущим программы.
На первом мини-концерте IVE «The Prom Queens», состоявшемся в феврале прошлого года, членам фан-клуба была предложена скидка в размере 10 000 вон и возможность приобрести билеты до начала общих продаж. Поскольку билеты были распроданы в момент открытия общей продажи билетов, членство в фан-клубе могло иметь решающее значение для того, чтобы попасть на концерт.
Идея лояльного основного фандома, который тратит деньги, та же самая, но самая большая разница в том, что фан-клубы больше не так важны для фанатов. Для некоторых платное членство в фан-клубах может служить не более чем памятной вещью. Специальный доступ к выступлениям на музыкальных шоу работает только тогда, когда фанаты, например, достаточно преданы артистам, чтобы стоять в очереди уже в 3 часа ночи в пятницу в Сеуле. Также членам фан-клуба бесплатных билетов на концерты не дают, членство просто расширяет возможности по их покупке.
Ценность такого членства еще больше снижается для зарубежных фанатов. Для международных поклонников K-pop вышеупомянутые преимущества специального или раннего доступа что-то значат только в том случае, если фанаты приедут в Южную Корею или их кумиры отправятся в мировой тур.
Майк, фанат IVE из Соединенных Штатах, рассказал Korea JoongAng Daily, что он купил членство в основном для того, чтобы выразить поддержку группе: «Я купил [членство в фан-клубе], потому что чувствовал, что должен это сделать как фанат». Он добавил, что «вероятно, оно ему так и не пригодилось бы, если бы не концерт: «Я думаю, что это стоит [денег] только потому, что в итоге я посетил концерт».
Он объяснил, что планировал посетить концерт женской группы в Корее, и что членство дало ему не только скидку и ранний доступ к билетам, но и дополнительные подарки на месте его проведения.
Однако нет гарантии, что фанату когда-нибудь удастся воспользоваться своим членством в фан-клубе. Например, женская группа Rocket Punch выпустила три альбома и провела только одну встречу с фанатами за три периода подписки на членство, а фанаты мужских групп часто провожают айдолов в армию.
Возможно, самый неудачный случай касался фанатов GFriend, поскольку в мае 2021 года группа внезапно объявила, что они больше не будут продвигаться, а это означало, что уже купленное и активное членство фанатов в фан-клубах стало фактически бесполезным. Сначала фанатам было предложено 110-процентное возмещение за их членство – в баллах Weverse Shop, хотя фанатам GFriend нечего было там купить. И только после негативной реакции со стороны фанатов и широкой публики был предложен возврат денег.
«Поскольку маркетинг поп-индустрии нацелен в основном на случайных людей, существование фан-клуба означает, что появляется конкретная аудитория для маркетинга. Это своего рода сеть, с помощью которой агентство может продвигать и поддерживать своих артистов», – говорит музыкальный критик Лим Чжин Мо.
Он добавляет: «Я думаю, что есть фундаментальные проблемы с фан-клубами, организованными агентствами. […] Хотя в платных фан-клубах может быть много плюсов, у платных фан-клубов есть и минусы».
«Все сейчас требует денег, знаете ли, ничего бесплатного не бывает. В этом смысле, я думаю, будет справедливо сказать, что классическая концепция фан-клубов, когда вы действительно поддерживаете артистов, которые вам нравятся, больше не существует […], и агентства и даже артисты используют фан-клубы в своих интересах», – утверждает Лим Чжин Мо.
Но самым большим конкурентом платного членства в фан-клубах в настоящее время является бесконечное разнообразие бесплатных и платных продуктов и услуг, доступных фанатам. Это включает в себя официальные видеоролики и вирусные видеоролики, созданные фанатами на YouTube и TikTok, фотографии, публикуемые самими айдолами в соцсетях, и часовые прямые трансляции, проводимые на V Live, Weverse, YouTube и т.д.
Сами агентства пытаются соблазнить фанатов различными товарами, начиная от лайтстиков до пижам, дизайн которых разработан кем-то из айдол-группы.
Сейчас существуют сервисы подписки на «личные сообщения», такие как DearU bubble и Weverse, которые рекламируются как общение с любимым айдолом. Поклонникам более старых к-поп исполнителей это может показаться похожим на службы голосовой почты, запущенные в 90-х, с помощью которых фанаты могли слушать предварительно записанные голоса айдолов.
«С точки зрения бизнеса, [официальные платные] фан-клубы были инструментом для агентств в те дни, когда эксклюзивные преимущества от фан-клубов были единственным [официальным] способом, которым фанаты могли выразить свою поддержку», – объяснил музыкальный критик Ким Чак Ка. Он добавил: «Это не означает, что важность фанатов в индустрии уменьшилась. Во всяком случае, важность и влияние основных фандомов никогда не были столь важными для айдолов, как сейчас».
На самом деле, к-поп агентства не раскрывают количество или статистические данные официальных членов фан-клубов, как они это делали в прошлом. Но они хранят внутренние данные, чтобы «продавать» и продвигать своих звезд соответствующей аудитории.
Теоретически, чем уже цель, тем лучше будет результат. И с помощью не только данных о деятельности фан-клубов, но и других приложений и сервисов фан-сообществ, K-pop компании имеют множество данных, на которых можно основывать свой бизнес.
«Развлекательные компании зарабатывают деньги, продавая различные товары, и фандомы позволяют им это делать. В целом, я думаю, что эти [отношения] неизбежно являются отношениями продавца и покупателя», – сказала профессор Сеульского национального университета Ким Су А.
Она добавила: «Процесс продажи различных товаров, связанных с айдолами, также может вызвать у фанатов чувство неудовлетворенности. Поскольку бизнес распространяется на категории, не связанные с музыкой, такие, как игры или плюшевые куклы, некоторые фанаты могут подумать, что это чрезмерная коммерциализация».
Поклонники, купившие членство в фан-клубе, очень хорошо осведомлены о деловой стороне вещей. «Посещение музыкальных шоу и концертов практически возможно только при наличии членства в фан-клубе. Я ходила на оба дня концертов aespa, и я продлю членство из-за этих преимуществ», – сказала 28-летняя фанатка женской группы aespa.
«Но я чувствую, что агентство делает только самый минимум. Я хочу, чтобы членство предлагало больше, например, дополнительные преимущества и эксклюзивные товары или услуги», – добавила она.
«Я считаю, что фан-клубы должны быть чистыми – они должны оставаться в рамках классического определения сентиментальной и эмоциональной поддержки вашего любимого артиста», – сказал музыкальный критик Лим Чжин Мо.
Источник: koreajoongangdaily
* Если в данной статье упоминается Facebook или Instagram, мы информируем вас, что данные соцсети запрещены в РФ, а компания META Platforms Inc. признана экстремистской.
Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.
Читать также
ТОП-10 песен на корейском Melon за 2023 год
Женские группы доминировали на к-поп сцене в 2023 году, о чем свидетельствует крупнейший корейский музыкальный чар...
«Меня зовут Ло Киван» – фильм об обретении надежды в...
1 марта на Netflix состоялась премьера фильма «Меня зовут Ло Киван», в котором Сон Джун Ки впервые за ...
Ви из BTS выпустил клип на сольную песню «FRI(END)S»
Главную женскую роль в клипе «FRI(END)S» сыграла 23-летняя британская актриса Раби Сир.
Melon Music Awards (MMA) 2023: награды, выступления,...
2 декабря состоялась ежегодная церемония награждения от музыкальной платформы Melon.
Ким Джэ Джун сыграет главную роль в фильме Кадзуёси ...
Японский режиссер Кадзуёси Кумакири снимет свой первый корейский фильм.
Дайджест новостей дорам и к-поп за 8 - 14 апреля 202...
«Паразит: Серый» возглавил рейтинг Netflix, Пак Ын Бин и Соль Кён Гу сыграют врачей, возвращение ONF с...