К вопросу об авторских правах на к-поп хореографию

К вопросу об авторских правах на к-поп хореографию

В сфере корейской культуры развернулась новая дискуссия из-за продолжающегося конфликта между продюсером женской группы NewJeans Мин Хи Джин и HYBE: вопрос об авторских правах на хореографию.

Одна из причин заявления Мин Хи Джин о том, что женская группа ILLIT скопировала ее женскую группу, заключалась в танцевальной хореографии. Мин Хи Джин сказала, что движения были очевидно похожи на движения NewJeans. Похожие мнения распространялись фанатами в интернете, подливая масла в огонь конфликта.

Помимо того, похожа ли хореография ILLIT на самом деле или нет, это обвинение привело к тому, что тема авторских прав на танцевальную хореографию впервые поднялась в национальной повестке дня в Южной Корее. Начались дискуссии вокруг официального признания заслуг, а также получения прибыли хореографами.

В мире, где K-pop рынок вырос в астрономических масштабах, K-pop хореография является важной составляющей, особенно с учетом постоянно растущей популярности танцевальных челленджей в социальных сетях, которые используют знаковые движения из песни для продвижения исполнителей и музыки.

Главные танцоры Южной Кореи объединились, чтобы решить проблему через Корейскую ассоциацию авторских прав на хореографию, в то время как правительство также стремится решить проблему, обещая принять законы для надлежащей защиты прав хореографов и их работ.

NewJeans против ILLIT

«Все просто копируй и вставляй», – написала танцовщица Ким Ын Джу, известная как директор по выступлениям женской группы NewJeans, 13 мая в своих соцсетях. Это относилось к тому, что 17 апреля ILLIT выпустили клип на песню «Lucky Girl Syndrome». Black. Q, также хореограф NewJeans, выразил свое недовольство хореографией трека ILLIT. Двое танцоров утверждали, что ILLIT скопировали хореографию из рекламы McDonald's от NewJeans.

 Конфликт HYBE-ADOR: что будет с NewJeans?

Обвинения танцоров последовали за обвинением Мин Хи Джин, которое впервые появилось в апреле. Тогда она заявила, что хореография ILLIT для «My World» является плагиатом «Attention» NewJeans, а песня ILLIT «Magnetic» скопировала песню NewJeans «Ditto».

Агентство ILLIT подало в суд на Мин Хи Джин за клевету

Однако, если такие споры дойдут до суда, трудно определить нарушение авторских прав, основываясь исключительно на движениях хореографии, поскольку трудно доказать, что определенное движение является совершенно новым.

Чтобы определить факт нарушения, суд должен сначала выяснить, выполнили ли NewJeans уникальное танцевальное движение, отличное от обычных, базовых танцевальных движений. Затем суд должен определить, намеренно ли ILLIT скопировали уникальные танцевальные движения. Результат будет зависеть от собственного усмотрения судьи, поскольку в настоящее время нет определенных критериев для принятия таких решений.

К вопросу об авторских правах на к-поп хореографию

К вопросу об авторских правах на к-поп хореографию

Несмотря на многочисленные обвинения в плагиате в хореографии, ни одно дело не было направлено в суд. Причина в том, что подача иска не приносит никакой практической пользы хореографам, поскольку авторские права на хореографию не приносят большой прибыли. Однако история меняется, и авторские права на хореографию становятся более прибыльными.

Авторские права на хореографию не приносят прибыли

Обычно хореографы получают оплату только за свои услуги по созданию хореографии и принимают условия, в которых указывается, что право на их создание принадлежит развлекательной компании.

В результате такие хореографы, как Ли Джу Сон, создавший «танец наездника» для песни PSY «Gangnam Style», и NOZE, создавшая вирусный танец к песне Дэвида Гетты «Hey Mama» в программе «Street Woman Fighter», не получили никакой прибыли от авторских прав на свою хореографию.

Превзойдет ли «Street Woman Fighter 2» первый сезон?

Хореографами также пренебрегают на платформах социальных сетей. Хотя их хореография может стать вирусной, прибыль получают только владельцы авторских прав на музыку. К-поп хореографы начали громко заявлять о правах на хореографию, поскольку статус к-поп хореографии продолжает расти во всем мире.

24 апреля была создана Корейская ассоциация авторских прав на хореографию, возглавляемая 1Million Dance Studio, известной танцевальной академией, которой руководит танцовщица Лиа Ким в качестве со-генерального директора. Лиа Ким была названа первым президентом ассоциации, а имена других известных танцоров, в том числе Хани Джей, Бады, Ваты и Чхве Ён Чжуна, также появились в списке ассоциации. Цель состоит в том, чтобы разработать структуру распределения прибыли от авторских прав на хореографию и сделать их действующими для танцев в стиле к-поп.

Участие правительства

Министерство культуры, спорта и туризма также считает защиту авторских прав на хореографию одним из своих центральных проектов. В декабре прошлого года министр культуры Ю Ин Чон объявил, что планирует рекомендовать музыкальным телешоу указывать имена хореографов в передачах, и в настоящее время совместно с Корейской комиссией по авторскому праву (KCC) проводит исследование системы вознаграждений.

«Мы проводим исследование рынка, чтобы систематизировать регистрацию авторских прав на хореографию и установить структурированную систему вознаграждений для распределения прибыли, – сказал чиновник из Отдела политики в области авторских прав Министерства культуры. – Мы планируем рекомендовать улучшения в указании имен хореографов и внедрим стандартизированную форму контракта в течение этого года».

Подобные инициативы привлекают внимание всего мира, поскольку Южная Корея является первой страной, которая продвигает распределение прибыли от авторских прав на хореографию на сцене поп-музыки.

В марте Всемирная организация интеллектуальной собственности пригласила танцевальную студию 1Million в Женеву, чтобы поговорить о текущем состоянии корейской хореографии и авторских правах. Южная Корея является пионером в этих инициативах в результате стремительного роста популярности K-pop, который открыл эру просмотра музыки на онлайн-видеоплатформах.

Лиа Ким представила демо-версию хореографии к песне Хвасы

MAMADOL и хореографы студии 1MILLION станцевали под «WooAh HIP»

Несмотря на существование вирусной танцевальной музыки, включая песню «Macarena» 1993 года, в 1990-х хореография обычно воспринималась как вспомогательная по отношению к музыке. Однако восприятие изменилось с появлением «Gangnam Style» PSY, которая в 2013 году изменила стандарты Billboard, добавив просмотры на YouTube в свою систему подсчета.

Было внесено изменение, поскольку «Gangnam Style» продолжал занимать 2-ю строчку в чарте Billboard Hot 100, что не отражало того, насколько хорошо песня набирала просмотры на YouTube. Тогда Billboard учитывал только количество радиоэфиров для своей системы рейтингов. После внесения изменений к-поп группы, такие, как BTS и Blackpink, смогли чаще попадать в чарты Billboard.

Самое популярное видео с хореографией в стиле к-поп

Другими словами, нетрудно сказать, что хореографы были ключевыми движущими силами синдрома K-pop во всем мире.

По-прежнему аутсайдеры

Хотя влияние хореографии K-pop возросло, для хореографов с точки зрения их статуса ничего особенного не изменилось.

«Хотя танцевальные шоу на выживание, такие как «Street Woman Fighter» и «Street Man Fighter», привлекли большое внимание общественности, популярность приобрели только лидеры каждой танцевальной команды. Популярность других членов танцевальной команды осталась неизменной по сравнению с тем, что было до выхода шоу в эфир, – сказал Юн Е Ук, со-генеральный директор танцевальной студии 1Million. – Я хочу создать систему, вознаграждающую усилия».

Победители шоу «Be Mbitious» и состав участников для «Street Man Fighter»

Создание системы вознаграждений – непростая задача

В настоящее время многие хореографии K-pop являются результатом совместной работы многочисленных хореографов. K-pop компании обычно выбирают нужные им части и комбинируют их из хореографических черновиков, присланных разными танцевальными командами. В результате в создании хореографии могут быть задействованы десятки людей, и уровень их вклада также может отличаться.

Также необходимо заключение стандартного контракта, поскольку хореографические коллективы, как правило, обязаны отказываться от своих авторских прав при участии в проекте.

«Мы должны нарушить отраслевую практику [требовать таких положений], – сказала Лиа Ким. – Мне сказали, что некоторые компании не позволяют танцорам раскрывать информацию о своем участии в постановке хореографии даже в социальных сетях, что означает, что компании рассматривают танцоров как аутсорсинговую услугу, а не как творцов. Хореографы, как правило, не идут против компаний, поскольку им приходится продолжать свою карьеру. Это обычная практика. Вот почему необходима ассоциация и стандартный контракт. Все должно измениться».

Хотя четкого руководства по регистрации авторских прав на хореографию не существует, действующее законодательство об авторском праве рассматривает хореографическое произведение как подкласс театрального произведения и не классифицирует его отдельно.

В Южной Корее количество зарегистрированных авторских прав, связанных с хореографией, было незначительным, в то время как количество общих регистраций авторских прав выросло с 40 до 70 тысяч за период с 2019 по 2023 годы, по данным KCC.

За последние пять лет было зарегистрировано всего 191 авторское право на хореографию, что составляет всего 0,061% от общего числа зарегистрированных авторских прав. Среди них не было зарегистрировано ни одного танца в стиле к-поп.

Лучше поздно, чем никогда

Время, возможно, было немного неподходящим, но, возможно, сейчас как раз подходящее.

Хореограф «Shy Boy» Secret в 2011 году подал иск о нарушении авторских прав и компенсации ущерба против академии танцев за использование хореографии для обучения своих учениц и в рекламных акциях без его согласия. Суд частично встал на сторону хореографа и присудил компенсацию от академии.

Джей-Хоуп из BTS также был обвинен в нарушении авторских прав из-за одного из своих выступлений в 2018 году. 1 декабря BTS продемонстрировали версию своего трека «IDOL» в стиле гугак (традиционная корейская музыка), на Melon Music Awards 2018. В начале выступления Джей-Хоуп исполнил самгому, разновидность традиционного корейского танца, включающего битье в традиционные барабаны.

Однако после представления выяснилось, что то, что считалось традиционным корейским танцем, защищено авторским правом, а его создателем оказался Убон Ли Мэ Бан (1927-2015). Это вызвало споры в танцевальной сфере, и позже самгому был признан судом продуктом творческой работы.

Известным судебным процессом по авторским правам на хореографию за рубежом стал спор между американской игровой компанией Epic Games и хореографом Кайлом Ханагами по поводу аватара в популярной видеоигре Fortnite.

Ханагами подал в суд на компанию в 2022 году, утверждая, что одна из ее эмоций в Fortnite скопировала его танцевальные движения. Позже в том же году суд США первоначально отклонил иск Ханагами, сославшись на то, что короткая серия поз не может быть защищена авторским правом.

Однако апелляционный суд отменил первоначальное решение, заявив, что составление и аранжировка коротких поз представляет собой творческую работу, которая должна быть защищена авторским правом. В феврале обе стороны достигли соглашения, разрешив дело.

Поскольку обсуждение авторских прав на хореографию становится все более распространенным, это приведет не только к юридическим проблемам, но и к усилению сопротивления в индустрии развлечений.

До сих пор фанаты могли верить, что их любимые к-поп исполнители также участвовали в создании хореографии, потому что компании не нужно было раскрывать, кто был хореографом.

«Причина, по которой хореографов всегда упоминали меньше и прятали за кулисами, заключается не в том, что им не хватает креативности, а в том, что их статус на рынке низкий», – сказал профессор Хон Сын Ки из юридического факультета Университета Инха.

«Первое, что необходимо решить, – это то, что вещатели должны указывать имя хореографа, но это непросто из-за вековой иерархии индустрии развлечений, – сказал Пак Джин Ик, со-генеральный директор платформы для торговли интеллектуальной собственностью WITZ. – Изменение должно быть внесено, даже если потребуется государственная власть, для быстрого распространения информации [об авторских правах на хореографию]. Я с нетерпением жду, кто первым примет подобные инициативы в индустрии развлечений. Хотя крупные развлекательные компании могут игнорировать изменения и использовать только хореографов в своей компании, хореографам пора обратить внимание на защиту своих собственных прав и льгот».

Другой вопрос, который может возникнуть, заключается в том, будут ли хореографы требовать компенсацию за видеоролики с танцевальными челленджами, созданные широкой публикой, или уличные флешмобы, учитывая, что они могут получать прибыль, используя эти авторские права на хореографию.

Судья Хам Сок Чхон является президентом Choreo Creation, академической ассоциации, занимающейся вопросами авторских прав на хореографию. Он описал авторское право на хореографию как «море прибыли», сказав, что авторское право следует рассматривать не только как право, но и как отрасль.

«Накопив море авторских прав на хореографию, хореографы должны осуществлять свои права, делясь ими, а не заявляя о них как о личных правах и ограничивая других в их использовании. Если они этого не сделают, то в конечном итоге потеряют деньги, – сказал Хам Сок Чхон. – Нам нужно, чтобы хореографы понимали, что они могут получать прибыль, сами того не замечая, особенно когда они позволяют публике широко использовать их танцевальные движения. Танец – это область, обладающая огромным потенциалом, и область, в которой Южная Корея может преуспеть в меняющемся мире медиа. Когда авторское право на хореографию превратится в индустрию, оно станет хорошим источником заработка для будущего поколения».

Источник

* * *

* Дорогие читатели. На тот случай, если в данной статье упоминается сеть Instagram или Facebook мы обязаны информировать вас, что данные соцсети запрещены в РФ, а компания META Platforms Inc. признана экстремистской.

Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.

Наши соцсети: Телеграм @fanasiaru, Яндекс.Дзен, группа в VK @fanasiavk, Твиттер @FanAsiaOfficial


Читать также

«Контрабандистки» стали лучшим фильмом на 44-й кинопремии «Синий дракон»

«Контрабандистки» стали лучшим фильмом на 44-й киноп...

25.11.2023 (416)

В этом году церемония награждения «Синего дракона» была посвящена актрисе Ким Хе Су.

HYBE выходит на рынок Латинской Америки

HYBE выходит на рынок Латинской Америки

14.11.2023 (294)

Компания открывает новый филиал в Мексике.

Три корейские дорамы о стажерах в возрасте

Три корейские дорамы о стажерах в возрасте

25.09.2023 (468)

FanAsia собрала подборку из трех дорам, в которых стажерами оказываются совсем не молодые люди, что приводит к дов...

Чон Со Мин и Чон Хэ Ин сыграют вместе в романтической дораме

Чон Со Мин и Чон Хэ Ин сыграют вместе в романтическо...

04.01.2024 (421)

3 января было подтверждено, что Чон Со Мин присоединится к актерскому составу дорамы «Сын маминой подруги&ra...

Юн Ё Чжон и Ю Хэ Чжин – о съемках в фильме «Собачьи дни»

Юн Ё Чжон и Ю Хэ Чжин – о съемках в фильме «Собачьи ...

15.01.2024 (302)

Это история одиноких людей, неожиданно обретающих связь друг с другом благодаря совместному опыту взаимодействия с...

Создателей «Тхэджон Ли Бан Вон» обвинили в жестоком обращении с животными

Создателей «Тхэджон Ли Бан Вон» обвинили в жестоком ...

06.07.2023 (366)

В 2021 году на съемках сериала погибла лошадь.