Корейское кино до эпохи халлю

Корейское кино до эпохи халлю Fanasia

Все упомянутые ниже фильмы доступны к просмотру на Youtube-канале 한국고전영화 Korean Classic Film с английскими субтитрами (и возможностью автоперевода их на русский).

Исторически сложилось так, что почти до конца XX века корейское кино было практически невидимым для остального мира. FА что происходило с корейским кино до 1945 года почти неизвестно, потому что пленок сохранилось крайне мало, их можно пересчитать по пальцам.

С 1910 по 1945 Корея была оккупирована Японией. Сложная политическая ситуация на полуострове не предполагала развитие национального кинематографа, тогда как Америка, страны Европы и СССР занимались своим национальным кино очень активно. 

«Нет бедности в конце работы» (근로의 끝에는 가난이 없다 / There is No Poverty at the End of Labor), 1920-е

В 2019 году в Госфильмофонде России нашлась пленка фильма «Нет бедности в конце работы» , что означает "если будешь усердно работать, то бедности не будет". Находка была чрезвычайно важной, так как явилась одним из доказательств самого существования корейского кино в 20-х годах XX века.

Немой фильм в двух частях (часть длится примерно 10 минут) был снят в 1920-х годах режиссером Ли Кю Солем. Это фарсовая и нравственно-морализаторская история о сапожнике, который чинит обувь, но дела его идут совсем не хорошо. Он случайно находит кошелек, но не присваивает его се6е, а относит в полицию и получает вознаграждение. Вознаграждение он не тратит на еду, а решает копить деньги. 

«Победа свободы» (자유만세 / Hurrah! For Freedom), 1946

После обретения независимости корейский кинематограф стал действительно национальным. Старейшим сохранившимся фильмом считается «Победа свободы» режиссера Чхве Ин Гю, который реставраторы восстанавливали по кусочкам. Это первый фильм из жанра "фильмы об освобождении" и носит откровенно антияпонский характер. Говорят, что «Победа свободы» была особенно любима Чан Кайши, лидером гоминдановского Тайваня. 

Сюжет: японский коллаборационист Нам Бу арестовывает борца за независимость Чхве Хан Джуна, но тот успешно сбегает и прячется в доме медсестры Хе Чжа. Подпольщики продолжают готовить восстание против японцев. Хан Джун спасает своего друга-бомбиста и прячется в доме Ми Хян, подруге коллаборациониста Нам Бу. Ми Хян влюбляется в Хан Джуна и помогает ему. Однако их раскрывают, девушку застреливают, а Хан Джун попадает в больницу, откуда его спасает медсестра Хе Чжа. 

«Свободная женщина» (자유부인 / Madame Freedom), 1956 

После окончания Корейской войны число выпущенных фильмов увеличивается. Если в 1955 году было снято 15 фильмов, то в 1959 уже 108. Подавляющее большинство фильмов, снятых в эти годы, были мелодрамами. 

«Свободная женщина» Хван Хён Мо одна из таких мелодрам. В современном мире она была бы оценена как явно предвзятая, так как женщины там представлены как ненадежные партнеры и потребительницы, тогда как мужчины являют собой оплот стабильности и морали. Тем не менее в фильме обсуждаются действительно острые на тот момент вопросы свободы, брака, секса. В этой картине даже показаны немыслимые ранее на экране поцелуи, поглаживание по спине во время танца и даже пара, падающая на кровать...

Сюжет строится вокруг О Сон Ён, жене профессора, которая начинает работать в бутике. Она посещает танцевальные вечеринки и ей начинает нравиться другой мужчина. Тем временем мужа-профессора привлекает его ученица, но он стоически выдерживает искус и не хочет разрушать семью. В конце концов О Сон Ён осознает свою ошибку. 

Для просмотра переходите на канал.

1960-е годы были первым значительным десятилетием производства звуковых фильмов в Корее и «классическим» периодом ее индустрии. 

Корейский закон о кино, вступивший в силу 20 января 1962 года, предписывал кинокомпаниям производить не менее 15 фильмов в год. Все фильмы должны быть коммерческими. Производство перешло от кустарной практики к студийной системе, и количество продюсерских компаний сразу же сократилось с 71 до 16. 

Стали появляться новые жанры: криминальные драмы, военные боевики, шпионские и молодежные фильмы.

В это время работали ведущие режиссеры Шин Сан Ок, Ю Хён Мок, Ким Су Ён, Им Квон Тхэк. Невзирая на сильное японское влияние на их творчество, они сформировали особенность корейского кино - глубокое и сильное выражение реальных человеческих эмоций, склонность к эмоциональной непосредственности. 

Шин Сан Ок, в биографии которого был страшный эпизод похищения его северокорейскими спецслужбами и вынужденной работы на Ким Чен Ира, был чрезвычайно искусен в использовании крупного плана, его стиль был чувственным, и он мог сочетать движение камеры и монтаж, чтобы вовлечь аудиторию в физическую жизнь своих персонажей. Он также прекрасно владел цветом и использовал его, чтобы передать дополнительную эмоциональность. Поэтому не случайно режиссер любил исторические одежды и декорации. Вот три его знаменитых фильма:

«Сон» (꿈 / Dreams), 1967

Киноверсия романа Ли Кван Су, в котором буддийский монах эпохи Троецарствия видит сон о том. что сбегает с женой губернатора. Во сне он проживает обычную жизнь, со всеми ее трудностями и бедами, а при пробуждении это помогает ему отвергнуть мир и стать просветленным.  

«Евнух» (내시 / Eunuch), 1968

Дочь высокопоставленного чиновника Чжа Ок и сын чиновника низшего ранга Чон Хо растут вместе и любят друг друга. Но отец отдает дочь в гарем короля. Чтобы встретиться с возлюбленной Чон Хо входит во дворец под видом евнуха. Хотя они стараются скрыть свою связь, их разоблачают. Это один из первых фильмов, который пролил свет на бедственное положение женщин в королевском дворце.

«Женщины династии Чосон»  (이조 여인잔혹사 / Women of the Chosun Dynasty), 1969

Этот фильм тоже посвящен положению женщины во времена Чосон. Он состоит из нескольких новелл. Первая - о трагической судьбе женщины, которая должна выйти замуж за маленького мальчика. При этом он болен и умирает, но ее отец хочет породниться с семьей министра. Во второй новелле женщину ложно обвиняют и убивают, потому что ее свекровь думает, что невестка похитила у нее ее сына. В третьей новелле женщина, вышедшая замуж за импотента, совершает самоубийство после того, как переспала со слугой. В четвертой новелле придворная дама рожает ребенка не от короля. Ей угрожают смертью, но она сбегает из дворца.

Для просмотра переходите на канал.

«Шальная пуля» (오발탄 / Aimless Bullet), 1961

Ключевым фильмом Ю Хён Мока является «Шальная пуля». Некоторыми критиками он признан лучшим корейским фильмом всех времен. В стиле неореализма с очевидным влиянием итальянского кинематографа фильм рассказывает историю о послевоенном восстановлении Кореи. Война создала маргинализированных людей — людей, которым, казалось, нет места в новом обществе. Главный герой - клерк в офисе - живет в одном доме со своей матерью, беременной женой, младшей сестрой и младшим братом. Мать во время войны сошла с ума и всегда кричит: «Поехали!» Его жена беременна, но недоедает и чахнет, его сестра работает проституткой для иностранцев, а младший брат - безработный ветеран. История развивается трагично.

В 1970-х годах корейское кино пришло в упадок. Это связывают с нарастанием цензуры (многие представители киноиндустрии даже подвергались арестам), а также выдачей квот для проката иностранным фильмам, более коммерчески выгодным.

Самым запоминающимся фильмами той эпохи являются комедия «Ялке, шутник старшей школы», мелодрама «Душ» и роудмуви «Дорога в Сампо».

«Ялке, шутник старшей школы» (고교얄개 / Yalkae, A Joker In High School), 1976

Это школьная комедия режиссера Сок Рэ Мёна о непоседе-ученике, который разыгрывает всех и вся, но при этом остается добрым неравнодушным мальчиком. Окончательное исправление озорника происходит после прослушивания им проникновенной речи о необходимости тяжелой работы по восстановлению страны. С помощью такого персонажа и вставленного моралите создатели могли высмеять действительность так, чтобы фильм не слишком пострадал от ножниц цензора. 

«Душ» (소나기 / The Shower), 1978

«Душ» Го Ён Нам — это очаровательная история о юной любви, основанная на популярной детской книге. Фильм снят в сельской местности, пейзаж был такой же звездой фильма, как и молодые актеры. Сюжет — девушка возвращается в дом своих предков, когда бизнес ее отца в Сеуле разоряется, и заводит отношения с местным мальчиком. Сначала она раздражает мальчика, но вскоре он влюбляется в нее. Однако в корейской мелодраме тех лет люди умирают с необычайной легкостью, и ливень оказывается не по силам для здоровья юной героини.

Для просмотра переходите на канал.

«Дорога в Сампо» (삼포가는 길 / The Road to Sampo), 1975

«Дорога в Сампо» Ли Ман Хи рассказывает о трех бродягах, которые вместе идут по дороге. Захватывающие зимние пейзажи делают этот фильм запоминающимся. Один из героев фильма только что отбыл 10-летний тюремный срок и едет в свой родной город, другой — безродный чернорабочий, который бродит по стране в поисках работы, а у девушки из бара родного города вообще нет. Фильм пытается рассказать о трудностях, с которыми столкнулись некоторые из беднейших членов общества в период индустриализации.

1980-е годы, как ни странно, отметились обилием на экране эротики. Это объясняется тем, что военный режим Чун Ду Хвана в 80-х годах провозгласил знаменитую максиму: «Секс, спорт и экран» (Sex, sport, screen). Эти три S были превращены в основные источники развлечения для публики, чтобы отвлечь их от политики (спойлер - не удалось). При режиме Чон Ду Хвана ни одному фильму не разрешалось обсуждать социальную тему и уже тем более критически относиться к правительству. По иронии судьбы, единственной темой, одобренной цензорами, был секс и нагота.

6 февраля 1982 года легендарный фильм Чон Ин Ёпа «Мадам Эма» (애마부인 / Madame Aema) был показан в Сеульском кинотеатре. Площадка перед кинотеатром была полностью заполнена возбужденной толпой, последовала жесткая конкуренция за билеты, в результате которой даже разбили окна. Это был первый корейский фильм, показанный поздно ночью, после того как был отменен комендантский час. Фильм носит откровенно сексуальный характер и считается одним из знаковых произведений корейского кинематографа 1980-х годов. У него более 10 сиквелов.

«Гильсодым» (길소뜸 / Gilsotteum), 1985

Конечно, далеко не все фильмы Южной Кореи в 80-е носили откровенный характер. Хотя и было трудно из-за цензуры, в стране продолжали работать хорошие режиссеры, такие как Им Квон Тхэк. Его «Гильсодым» посвящен проблеме разделенных корейской войной семей. Летом 1983 года по настоянию мужа Хва Ён отправляется на место встречи разделенных семей, чтобы посмотреть, сможет ли она найти своего сына. Фильм строится на реальности и воспоминаниях. 

«Человек с тремя гробами» (나그네는 길에서도 쉬지 않는다 / The Man with Three Coffins), 1987

«Человек с тремя гробами» Ли Чан Хо - странная мистическая история, основанная на шаманизме, где реальность смешивается с фантазией. Однажды в декабре главный герой достает из шкафа останки жены, которая умерла три года назад и отправляется в путешествие, чтобы похоронить останки в море, так как сделать это в ее родном городе в Северной Корее он не может. По пути он встречает разных людей, двое из которых умирают буквально у него на руках. И он остается с тремя гробами. Тем временем медсестре предсказывают, что она выйдет замуж за человека, несущего три гроба. 

Для просмотра переходите на канал.

Невзирая на все усилия цензоров, демократические перемены в Корее состоялись в 1987 году. Ну, а после наступила эпоха волны халлю и Ким Ки Дука, эпоха дорам и к-поп, но это уже другая история.

Источники OffScreenLondon Korean Links, Korea Herald

* * *

* Если в данной статье упоминается Facebook или Instagram, мы информируем вас, что данные соцсети запрещены в РФ, а компания META Platforms Inc. признана экстремистской.

Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.

Телеграм, Яндекс.Дзен, VK, Твиттер


Читать также

Ли Джэ Ук встречается с Кариной из aespa

Ли Джэ Ук встречается с Кариной из aespa

28.02.2024 (764)

А точнее – они пока получше узнают друг друга.

ZEROBASEONE выпустили третий мини-альбом «You had me at Hello»

ZEROBASEONE выпустили третий мини-альбом «You had me...

14.05.2024 (365)

ZEROBASEONE надеются, что его заглавный трек «Feel the Pop» станет саундтреком к этому лету.

5 культовых корейских сериалов, которые вышли 20 лет назад

5 культовых корейских сериалов, которые вышли 20 лет...

09.02.2024 (1108)

Некоторые дорамы, выпущенные в 2004 году, стали действительно культовыми.

Айю выпустила клип на песню «Love Wins All» с Ви из BTS в главной роли

Айю выпустила клип на песню «Love Wins All» с Ви из ...

24.01.2024 (1742)

В этом клипе Айю и Ви играют выживших после апокалипсиса людей, на которых охотятся странные летающие кубы.

Ким Хён Джун проведет второй симфонический концерт «INTO THE LIGHT»

Ким Хён Джун проведет второй симфонический концерт «...

07.03.2024 (503)

Концерт под названием «INTO THE LIGHT THE SYMPHONY» пройдет 15 и 16 марта в Токио.

Йена выпустила третий мини-альбом «Good Morning»

Йена выпустила третий мини-альбом «Good Morning»

16.01.2024 (554)

Одноименный заглавный трек альбома написан в жанре поп-панка и альтернативного рока, как и многие из ее предыдущих...