Чхэмён или как сохранить свое лицо в Южной Корее
27.02.2024FanAsia Общество
Страх потерять лицо и желание казаться значимым являются мощными мотивами на личном, семейном и даже национальном уровнях в Южной Корее. У каждого есть социальное положение, но для южнокорейцев акцент на нем определяет широкий спектр жизненных решений. Это понятие в корейском языке называется «чхэмён» (체면).
36-летняя Ли Чон А недавно разорвала годичные отношения со своим парнем, в основном из-за противодействия ее родителей. Они сказали ей, что не одобряют ее выбор, потому что мужчина не соответствует ее профессиональному и образовательному уровню. Они беспокоились, что потеряют лицо перед своими родственниками и знакомыми, если она выйдет за него замуж. Теперь Ли Чон А надеется найти кого-то, кто сможет поддержать чхэмён ее отца, профессора университета, хотя она считает, что шансы найти такого человека невелики.
Так же, как и Ли Чон А, многие южнокорейцы отказываются от своих истинных желаний из страха нанести ущерб своему чхэмён или, проще говоря, социальному положению. Они беспокоятся о потере своего положения в глазах окружающих при принятии всевозможных решений: от выбора спутника жизни до выбора одежды, еды или транспортного средства. Это распространяется даже на выбор друзей, с которыми можно проводить время, школы и районов проживания.
«Корейцы оценивают успех или неудачу человека на основе того, насколько важным он выглядит внешне, а не с внутренней стороны, – говорит Хан Сон Юль, почетный профессор психологии Корейского университета, обсуждая влияние чхэмёна, «внешнего фасада человека», на решения многих южнокорейцев.
Чхэмён – корейское «лицо»
Концепция «лица», или публичного имиджа и социального положения, характерна, конечно, не только для Южной Кореи. Это универсальная человеческая тенденция – с уважением относиться к другим и быть уважаемым. Канадско-американский социолог Эрвин Гоффман определил «лицо» как положительный общественный имидж, который человек стремится создать в социальных взаимодействиях.
В Китае концепция «мяньцзы» неразрывно связана с предотвращением потери общественного уважения и избеганием неловкости в социальных контекстах. Аналогично, в Японии существует понятие «татэмаэ», практика не выражать свои истинные мысли явно, а скорее уделять приоритетное внимание тому, как другие могут реагировать на них и чувствовать себя.
Однако в отличие от определения «лица» Гоффмана, которое часто сосредотачивается вокруг личного представления о себе и индивидуальности, корейский чхэмён выходит за рамки отдельного человека и охватывает семью, коллег, компанию и другие группы близких людей. Корейский чхэмён также уделяет большее внимание формальности и поверхностности, чем аналогичный в других азиатских обществах, до такой степени, что корейцы иногда поддерживают этот фасад даже с финансовыми потерями.
«Корейцы склонны покупать роскошные или большие автомобили вместо удобных, – говорит Хан Сон Юль, добавляя, что чхэмён больше фокусируется на заметных действиях или ритуалах, подчеркивая «формальность и внешний вид», а не «практичность и аутентичность. – Корейцы предпочитают квартиры побольше, если это возможно, и стремятся жить в районах, которые признаны и уважаемы другими, даже если это означает чрезмерное напряжение сил».
Корейцы – крупнейшие в мире покупатели предметов роскоши. По данным Morgan Stanley, расходы корейцев на предметы роскоши выросли на 24% в 2022 году – до 16,8 миллиарда долларов или около 325 долларов на человека. Это намного больше, чем тратят китайцы и американцы (55 и 280 долларов соответственно).
В прошлом году каждый третий проданный в Южной Корее импортный автомобиль стоил более 100 миллионов вон (74 649 долларов). «Чем хуже экономика, тем лучше продаются автомобили высокого класса», – сказал представитель автомобильного производителя класса люкс. В 2022 году страной с самыми высокими продажами немецких автомобилей класса люкс Maybach в мире после Китая была Южная Корея.
Механизм стыда
Концепция чхэмёна восходит к эпохе Чосон (1392-1910). Она была разделена на четыре класса и основывалась на неоконфуцианских идеалах и ритуалах, о чем свидетельствуют корейские пословицы. Древняя пословица «даже если янбан упадет в воду, он не будет грести по-собачьи» предполагает, что знатный человек будет избегать делать что-либо недостойное даже в тяжелой ситуации. Другая пословица гласит: «Даже если янбан замерзнет до смерти, он не будет греться у костра из рисовой шелухи». Бедняки и простолюдины сжигали рисовую шелуху, чтобы согреться зимой.
В современной Корее четырех социальных классов эпохи Чосон больше не существует, но существует невидимая система социальных классов, основанная на богатстве, образовании и профессии человека. Люди часто стремятся, чтобы их воспринимали как богатых и социально значимых, иногда даже прибегая к преувеличениям, чтобы поддерживать такой имидж.
«Даже в современном обществе культура, которая ценит чхэмён, не сильно изменилась, – говорит Квак Кым Джу, профессор психологии Сеульского национального университета. – Потому что коллективистская культура все еще остается сильной, а это означает, что люди высоко ценят восприятие и мнения других. Коллективистская культура подразумевает получении высшего образования, брак с подходящим партнером и уважаемую работу. Одежду следует носить ту, которая соответствует общественным стандартам, а не делать выбор в пользу комфорта».
По словам покойного профессора психологии в Университете Чунан и пионера в расшифровке корейской коллективной психики Чхве Сан Джина, то, что придает силу чхэмёну – это механизм стыда.
В своей книге он подробно описал некоторые вещи, к которым может привести потерянный чхэмён и последующий стыд: ученики, которые проваливают вступительные экзамены в университет, и взрослые, избегающие социального общения. Люди с более низким социальным статусом неохотно посещают школьные встречи, где, скорее всего, будут присутствовать их более успешные сверстники. Многие корейцы испытывают стыд в различных обстоятельствах, например, когда у их партнеров образование слабее, чем у них.
Влияние чхэмён распространяется не только на отдельных людей, но и на группы, к которым они принадлежат, и даже на страну в целом. Когда в новостях этой зимой появились сообщения, что на законодателя Пэ Хён Чжина напал с кирпичом подросток из школы Тэчхон в богатом районе Каннама, вице-президент школы немедленно в соцсетях защитил репутацию школы. Он написал: «Я поделился этой историей, чтобы не допустить, чтобы репутация нашей школы была запятнана действиями одного человека».
В 2007 году в технологическом институте Вирджинии в Соединенных Штатах произошла стрельба, в результате которой 32 человека погибли и 29 получили ранения. Преступник был идентифицирован как 23-летний Чо Сын Хи, постоянный житель США, эмигрировавший из Кореи в возрасте 8 лет. После этого он покончил с собой. Корейцы, как в Соединенных Штатах, так и в Южной Корее, испытали коллективное чувство стыда, узнав, что стрелявший был корейцем. Сразу после трагедии корейцы и корейские правительственные чиновники принесли публичные извинения за преступление Чо Сын Хи. Посол Кореи в США даже призвал членов корейской церкви в районе Вашингтона соблюдать 32-дневный пост в знак покаяния.
Реакция корейцев, которые связывают действия отдельного человека с репутацией страны, была с удивлением встречена американцами, приверженцами более индивидуалистической культуры, сказал Соль Дон Хун, профессор социологии Национального университета Чонбук.
«Корейцы часто используют термин «куккёк» (국격), комбинацию «кук» (нация) и «кёк» (уровень достоинства), чтобы выразить веру в то, что страна, как и отдельный человек, должна обладать определенным уровнем достоинства по отношению к внешнему миру, – сказал Соль Дон Хун. – Следовательно, корейцы придерживаются определенного этического стандарта ответственности за свою страну».
Положительная сторона чхэмёна
Хотя слово «чхэмён» часто имеет негативный оттенок, ученые утверждают, что сам по себе термин нельзя охарактеризовать ни как на 100 процентов негативный, ни как положительный. «Нельзя однозначно сказать, что культура, придающая большое значение чхэмёну, является полностью положительной или отрицательной, – говорит Лим Тхэ Соп, профессор коммуникации из Университета Висконсина, написавший в 1995 году книгу «Чон, Чхэмён, связи и корейские межличностные отношения. – Само существование осознания лица или социального положения отражает тот факт, что люди – социальные животные. Общество без такого осознания лица неизбежно выродилось бы во что-то более звериное».
Лим Тхэ Соп говорит, что чхэмён состоит из достойного внешнего вида, социально доказанных способностей человека, качеств личного характера, зрелости и автономии человека как взрослого и того, насколько его поведение соответствует социальным нормам. Суть заключается в том, какие элементы чхэмёна подчеркиваются, а какие упускаются из виду.
«Если общество уделяет приоритетное внимание внешнему виду и своим социально доказанным способностям, но пренебрегает качеством характера человека, его зрелостью или тем, насколько его поведение соответствует социальным нормам, оно становится обществом, в котором материальные аспекты считаются более важными, чем духовные или моральные ценности, – говорит он. – И наоборот, если качество личного характера человека, его зрелость и автономия, а также то, как его поведение соответствует социальным нормам, ценятся больше, чем внешний вид и его социально подтвержденные способности, это, вероятно, приведет к оздоровлению общества».
Профессор Университета Корё Хан утверждает, что чхэмён даже сыграл роль в переходе Кореи от бедности к процветанию в течение одного поколения: «За замечательным развитием Южной Кореи за такое короткое время кроется скрытое желание не быть проигнорированным другими и обеспечить лучшую жизнь детям их родителями».
В 1950-х годах, после японской колонизации и Корейской войны, большинство корейцев были неграмотными. Но они неустанно работали и посвятили себя образованию своих детей, надеясь избавить их от позора невежества и обеспечить им достойную жизнь.
Несмотря на нехватку природных ресурсов, трудолюбивая, хорошо образованная рабочая сила вывела Южную Корею на путь быстрого экономического роста. Ее номинальный валовой внутренний продукт вырос с 47,7 миллиарда вон в 1953 году до 2,170 триллиона вон в 2022 году, что означает увеличение примерно в 45 тысяч раз.
«То поколение родителей, несмотря на отсутствие у них возможностей для получения образования, усердно работало над образованием своих детей. Они верили, что успех их детей не только улучшит их жизнь, но и повысит авторитет чхэмён их семьи», – говорит Хан.
* Если в данной статье упоминается Facebook или Instagram, мы информируем вас, что данные соцсети запрещены в РФ, а компания META Platforms Inc. признана экстремистской.
Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.
Читать также
Выходит продолжение фильма «Пришелец»
Продолжение фильма «Пришелец» с подзаголовком «Возвращение в будущее» является первым коре...
«Королева слез» бросает вызов патриархату
«Королева слез» – это не просто дорама, а зеркало, обращенное к обществу, отражающее абсурдность...
Ли Сон Бин и Кан Тэ О сыграют в новой романтической ...
Это романтическая комедийная дорама, действие которой разворачивается на фоне института сельского хозяйства.
«Капчиль» или злоупотребление властью в Южной Корее ...
Почему культура злоупотребления властью все еще существует в Южной Корее?
Почему к-поп звезды не зарабатывают на косметике?
Заработок на косметике – рискованный путь для к-поп звезд.
Брайт и Белла – о своем новом фильме «Поздравляю, мо...
Брайт Вачиравит Чиваари превратился из фаната в партнера актрисы Беллы Рани Кампен в фильме «Поздравляю, мой...