4 женщины эпохи Чосон, оставившие свой след в корейской истории
08.03.2025FanAsia Общество
Словосочетание «права женщин» было немыслимо во времена Чосон (1392-1910), когда неоконфуцианские идеалы диктовали жесткие гендерные роли. Тем не менее, даже в эту эпоху рождались выдающиеся женщины, которые бросили вызов нормам и оставили неизгладимый след в корейской истории.
Четыре красавицы Древнего Китая
Шин Саимдан (1504-1551)
Шин Саимдан – художница-новатор, писатель и поэт XVI века. Она остаётся одной из самых известных исторических личностей Кореи. Несмотря на то, что в обществе того времени доминировали мужчины, интеллект и художественный талант Шин принесли ей признание и сделали её первой женщиной, изображённой на корейской банкноте.
Шин Саимдан родилась в семье ученого, она была третьей из пяти дочерей. Она получила образование, которое развило её литературные и художественные способности – редкая привилегия для женщин того времени. Историки предполагают, что её известность связана с тем, что у неё не было братьев, что и позволило ей получить образование, которое обычно получали сыновья.
Работы Шин Саимдан в основном известны тонким изображением природных мотивов, в том числе насекомых, цветов, бабочек, орхидей, винограда, рыб и пейзажей. На сегодняшний день сохранилось около 40 её работ, выполненных тушью и красками.
Её серия «Чочунддо» (картины с изображением травы и насекомых) особенно известна своими реалистичными изображениями и богатой символикой. Согласно легенде, курица однажды клюнула одну из её картин, приняв её за настоящих насекомых.
Помимо изобразительного искусства, Шин Саимдан также оставила значительное литературное наследие. Некоторые из её стихотворений до сих пор входят в программу корейских средних и старших школ, в том числе известное «Думы о родителях».
Шин Саимдан посвящен сериал 2017 года «Дневник света», в котором ее сыграла Ли Ён Э.
Хо Нансольхон (1563-1589)
Хо Нансольхон – одна из самых известных поэтесс Чосона. Она также оставила свой след в корейской литературе, несмотря на жёсткие социальные нормы той эпохи.
Хо Нансольхон родилась в аристократической семье и с ранних лет проявляла литературный талант. Вдохновляемая своим младшим братом Хо Гюном, который сам был известным писателем и автором одного из самых знаменитых корейских классических произведений «Повесть о Хон Гиль Доне», она создавала изящные стихи, воспевающие красоту природы.
Однако после замужества жизнь Хо Нансольхон была омрачена несчастьями, о которых она писала в своих поздних стихах. Выйдя замуж в 15 лет за ревнивого мужа, она позже потеряла обоих детей. Хо Нансольхон находила утешение в поэзии.
В то время как её ранние произведения, такие, как «Осенняя песня», прекрасно описывают природу и фольклор, более поздние работы, такие как «Женская обида», написаны в более тяжёлом эмоциональном ключе и отражают трудности жизни женщины в Чосоне. Некоторые из её стихотворений даже написаны в резком, нравоучительном стиле, критикуют мужчин и выражают сочувствие девушкам из бедных семей.
Жизнь Хо Нансольхон трагически оборвалась из-за болезни в возрасте 27 лет. Перед смертью она приказала своему младшему брату сжечь все её работы. Хотя большинство из них было уничтожено, её брат, не желая, чтобы её наследие исчезло, сохранил и позже опубликовал сборник её стихов.
В 2014 году Гу Хе Сон, восхищаясь трагической, но прекрасной жизнью Хо Нансольхон, выступила и режиссёром, и исполнительницей главной роли в документальной драме из двух частей «Хо Нансольхон». В 2019 году также состоялась премьера мюзикла о ее жизни.
Ким Ман Док (1739-1812)
Ким Ман Док – выдающаяся бизнесвумен, как бы ее сейчас назвали, и филантроп эпохи Чосон. Она также преодолела социальные барьеры и сколотила состояние, которое позже бескорыстно отдала на благотворительность.
Ким Ман Док родилась в бедной семье на острове Чеджу. После смерти родителей, когда ей было всего 11 лет, она стала кисэн. Она научилась петь и танцевать, но также получила образование в области искусства, медицины и ремесел. Учитывая, что дома кисэн традиционно располагались рядом с городскими рынками, она также хорошо разбиралась в торговле.
В 22 года Ким Ман Док удалось вычеркнуть своё имя из реестра кисэн. Сделать это было очень трудно, поскольку кисэн считались государственной собственностью, и им приходилось платить значительную сумму, чтобы заработать свободу. Затем она открыла гостиницу для торговцев и создала комиссионное агентство для торговли в порту, выступая посредником между торговцами Чеджу и торговцами с материка. К 50 годам Ким Ман Док накопила значительное состояние и стала одним из самых богатых людей Чосона.
Однако ее наследие определялось не только её финансовым успехом, но и её состраданием к жителям Чеджу. В 1795 году жители Чеджу пережили голод из-за неоднократных неурожаев, сильных ветров и высоких приливов, в результате чего многие умерли от голода. Ким Ман Док пожертвовала большую часть своего состояния на импорт и раздачу продовольствия, в основном риса, что позволило спасти около 18 000 жизней.
Её гуманитарная деятельность привлекла внимание короля Чонджо, который похвалил её за милосердие и удостоил аудиенции при королевском дворе, что являлось большой честью для женщины её происхождения.
Ким Ман Док помнят не только как проницательную бизнес-леди, но и как образец сострадания и заботы. Её ласково называют «бабушка Ман Док», и она остаётся символом щедрости, показывая современным корейцам, что истинное богатство заключается в доброте.
В 2010 году была снята дорама о ее жизни «Купчиха Ким Ман Док», в которой ее сыграла Ли Ми Ён.
Ли Бинхогак (1759-1824)
Ли Бинхогак, интеллектуалка и писательница, открыла новые горизонты для женщин эпохи Чосон. Она писала на темы, которые в её время были доступны в основном мужчинам: об астрономии, географии, экономике и даже о повседневной жизни.
Она родилась в семье ученого и вышла замуж за человека, работавшего государственным служащим. Известно, что её личный опыт ведения домашнего хозяйства в условиях жёсткой социальной структуры сильно повлиял на её труды.
Она наиболее известна благодаря «Гюхап Чонсо» («Инструкция по жизни женщин»), энциклопедическому справочнику, написанному в 1809 году. Он охватывает такие темы, как ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, медицина, сельское хозяйство и традиционная кулинария. Эта книга предоставляла женщинам практические знания и доступ к информации, которая в основном считалась делом мужским.
Её авторство «Гюхап Чонсо» было подтверждено только в 1939 году, почти через 130 лет после того, как книга была написана. В том же году была обнаружена ещё одна её работа – «Чонгю Панмульджи», четырёхтомное исследование по астрономии, географии и биологии.
Хотя долгое время ее фигура была незаметна, теперь Ли Бинхогак прославляется как первопроходец среди женщин-мыслителей, а её работы остаются бесценным историческим источником.
* Если в данной статье упоминается Facebook или Instagram, мы информируем вас, что данные соцсети запрещены в РФ, а компания META Platforms Inc. признана экстремистской.
Прислать свою новость или сообщение о предстоящем мероприятии/событии вы можете здесь.
Читать также
Сериал «Тиран» расширит вселенную «Ведьмы»
Несмотря на связь «Тирана» с «Ведьмой» сериал имеет свою уникальность. И хотя он существуе...
Две новые корейские дорамы о гангстерах, которые выз...
Корейские сериалы, изображающие гангстеров как героев, вызвали обвинения в романтизации бандитизма.
Сколько тратят к-поп фанаты ради встречи с любимым а...
В мире K-pop встреча с айдолами часто обходится дорого фанатам.
К вопросу об авторских правах на к-поп хореографию
В сфере корейской культуры развернулась новая дискуссия из-за продолжающегося конфликта между продюсером женской г...